Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N1
с углублённым изучением отдельных предметов пгт Юрья
Юрьянского района Кировской области
следующая страница
предыдущая страница
предыдущая страница
следующая страница
Исходя из целей обучения выделяют несколько направлений дистанционного подготовки:

профессиональная подготовка и переподготовка кадров например, педагогических кадров по соответствующим специальностям);

повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

ликвидация пробелов в знаниях, умениях школьников по определенным предметам школьного цикла;

подготовка по базовому курсу школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

дополнительное образование по интересам.

По учебным дисциплинам можно выделить столько курсов, сколько таких дисциплин предусматривает то или иное учебное заведение (университет, институт повышения квалификации педагогических кадров, педагогический колледж, общеобразовательная школа, гимназия, лицей и др.).

Специфика предметной области также диктует свои направления разработки курсов. Например, в области обучения иностранным языкам это могут быть курсы, предусматривающие:

обучение в рамках базового уровня школьников первому иностранному языку;

обучение в рамках базового уровня второму(третьему) иностранному языку;

углубленное изучение иностранного языка;

обучение как всем видам речевой деятельности в комплексе, так и отдельным видам речевой деятельности и даже аспектам языка (чтению на разных уровнях трудности; говорению, письму, аудированию, грамматике, лексике, фонетике);

профильное обучение иностранному языку (деловой язык, диалекты, сленги, язык научных конференций, разговорный язык, язык художественной прозы, поэтический язык и др.);

обучение культуроведческим аспектам изучаемого иностранного языка (по различным аспектам страноведения, речевого этикета, культурного наследия и истории и др.).

В условиях дистанционного обучения различные виды и формы дифференциации обусловлены самой спецификой обучения в сетях, где подчас собираются в группы учащиеся разного уровня обученности. Поэтому по уровням подготовки обучаемых необходимо в ряде случаев предусматривать уровни А, В, С. Система гиперссылок позволяет осуществлять подобную дифференциацию за счет отсылок к соответствующим дополнительным упражнениям, справочным материалам, дополнительным разъяснениям и др. Возможны и дополнительные консультации преподавателя. При дистанционном обучении значительно в большей мере, чем при очном, проблема дифференциации приобретает свою актуальность, поскольку контингент обучаемых, объединяемых в одну группу, может быть чрезвычайно неоднородным. Именно поэтому каждый такой курс начинается со знакомства с учащимися, кто бы они ни были, и с тестирования на определение уровня подготовленности по данному направлению обучения. С учетом результатов тестирования педагог строит всю тактику обучения каждого обучаемого, используя при этом личностно-ориентированные технологии, позволяющие вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс с приоритетом на самостоятельность мышления, интеллектуальные и творческие умения учащихся (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, портфель ученика).

Вместе с тем, при разработке курсов необходимо учитывать четкую ориентацию на возраст потенциальных обучаемых. Стиль изложения, иллюстрирование курса, отбор содержания, задания, вся организация процесса обучения определяются возрастными особенностями обучаемых.

Особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной курс, имеют также непосредственное влияние на содержание и структурирование всего учебного материала. Если проектировщик курса предполагает, что курс будет функционировать полностью в сетях, без опоры на другие средства компьютерных и прочих информационных технологий, решение может быть одно. Если же планируется использовать помимо чисто сетевых ресурсов какие-то дополнительные источники информации (печатные, видео, звуковые, мультимедийные, средства массовой информации) в качестве компонентов курса, то структура курса и его содержательная сторона, а также организация самого процесса обучения будут несколько иными.

Для дистанционного обучения характерен ряд принципов. [50,51] Из общих принципов применительно к ДО наиболее значимым и объемным становится принцип гуманизации. Сам процесс обучения в системе ДО гуманистичен к личности так как, учеба не ограничивается жесткими рамками времени, слушатель разрабатывает свою технологию обучения, опираясь на потенциал различных вузов и выбирая различные дисциплины для изучения. Слушатель может совмещать учебу с производственной деятельностью. Кроме того, сама процедура приема  в систему ДО  является   «открытой»  со свободным доступом.

Особенностью принципа интерактивности СДО является то, что он отражает закономерность  не только    контактов,  студентов с преподавателями, опосредованных средствами НИТ, но и студентов между собой. Обычно   в процессе ДО  интенсивность обмена информацией между студентами  больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций, надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.

Для того, чтобы эффективно обучаться в СДО, необходимы некоторый начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг при ДО  и аппаратно-техническое обеспечение (принцип стартовых знаний). Например, при обучении по сетевой модели необходимо не только иметь компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная компьютерная подготовка.

Для реализации принципа индивидуализации в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Например,  входной   контроль позволяет  в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих   начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в СДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.

Принцип идентификации заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, так как при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной или заочной формам.   Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности.  Контроль самостоятельности при выполнении тестов,   рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме  очного контакта, с помощью различных технических средств. Например,    идентифицировать личность сдающего экзамен можно с помощью видеоконференцсвязи.

Часто встречается мнение, что, так как время обучения в СДО жестко не регламентировано, то для студента нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако, опыт практического ДО [50] показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для  школьников и студентов младших курсов (принцип регламентности обучения).

Принцип  педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий является  ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации СДО. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии ДО, присуще   увлечение  средствами современных информационных технологий, особенно Интернетом. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими  свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие – к неправильной   преимущественной ориентации на  какое-то средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать   мировой опыт сетевого обучения.  Так, опыт Санкт-Петербургского технического университета показал, что оптимальное соотношении различных средств ДО,   выглядит следующим образом: печатные материалы – 40–50%, учебные материалы на WWW-серверах – 30–35%,  компьютерная видеоконференцсвязь – 10–15%,  другие средства- 5–20% [51].

Принцип  обеспечения  открытости и гибкости  обучения выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу,  вступительных контрольных мероприятий для возможности   обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования  и т.д. Опыт зарубежных образовательных учреждений ДО (британский, испанский открытые университеты и др.), а также отечественных говорит о том, что этот факт не снижает качество  обучения, но требует дополнительных усилий  при последующем индивидуальном обучении принятого студента. Важным показателем гибкости является отсутствие жесткой привязки   образовательного процесса ДО  к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. В идеале, последнее требование  заключается в необходимости создания информационных удаленных распределенных  сетей знаний для ДО, позволяющих обучающемуся достаточно просто   корректировать  или  дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии  соответствующих услуг в учебном заведении,  где он учится.   При этом требуется  сохранение информационного  инвариантного образования,   обеспечивающего возможность перехода из одного учебного заведения в другое на обучение   по  родственным  или другим   направлениям.

Информационно-предметная среда базового дистанционного обучения обычно включает в себя:

курсы дистанционного обучения, электронные учебники, размещаемые на отечественных образовательных сайтах;

виртуальные библиотеки;

базы данных образовательных ресурсов;

веб-квесты, предназначенные для целей обучения;

телекоммуникационные проекты;

виртуальные методические объединения учителей;

телеконференции, форумы для учителей и учащихся;

консультационные виртуальные центры (для учителей, школьников, родителей);

научные объединения школьников.

При этом важно так организовать учебный процесс дистанционного обучения, чтобы у учащихся была возможность:

получать необходимые фундаментальные знания, осмысливая их таким образом, чтобы использовать для решения конкретных познавательных или практических проблем;

обсуждать со своими партнерами (в том числе, в ряде случаев и с зарубежными) возникающие в процессе познавательной деятельности проблемы;

работать с дополнительными источниками информации, необходимыми для решения поставленной познавательной задачи;

вести наблюдения, ставить самостоятельные опыты, используя, помимо прочего, разнообразные, доступные им Интернет–технологии для осмысления приобретаемых знаний, решения возникающих проблем;

иметь возможность оценивать собственные познавательные усилия, достигнутые успехи, корректировать свою деятельность.

Для первичного знакомства с ресурсами мирового дистанционного образования хорошо подходит сайт, озаглавленный «Дистанционное обучение и открытое познание: книги, статьи, и библиография».

Этот сайт поддерживается российской организацией Ассоциацией Международного Образования (Россия). Однако, так как он носит международный характер, то он опубликован на английском языке. Он полезен в первую очередь тем, что он не только перечисляет десять других сайтов по дистанционному обучению, но и предлагает краткие описания каждого из них. Одна из приведенных в нем ссылок - это «Россия в сети», которая является содержанием сайтов, относящихся к России в Интернет, включая целые разделы по науке и образованию. Этот сайт доступен как на русском, так и на английском языках.

В настоящее время наиболее известными в России центрами дистанционного образования можно считать следующие учреждения:

Институт дистанционного образования МЭСИ;

Центр дистанционного обучения (Московский государственный индустриальный университет);

Русский гуманитарно-технический  колледж «Тантал»;

Московский государственный социальный университет;


Hosted by uCoz