ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ -ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 октября 1993 г. №1090

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.      Настоящие Правила дорожного движения* устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны осно­вываться на требованиях Правил и не противоречить им.

1.2.      В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
"Автомагистраль" — дорога, обозначенная знаком 5.1.
"Велосипед" — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, име­ющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

"Водитель" — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

"Вынужденная остановка" — прекращение движения транспортного сред­ства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

"Главная дорога" — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1—2.3.3 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подоб­ное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

"Дорога" — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусст­венного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

"Дорожно-транспортное происшествие" — событие, возникшее в про­цессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

"Железнодорожный переезд" — пересечение дороги с железнодорож­ными путями на одном уровне.

"Маршрутное транспортное средство" — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для пере­возки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками).

"Механическое транспортное средство" — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

"Мопед" — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

"Мотоцикл" — двухколесное механическое транспортное средство с бо­ковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

"Населенный пункт" — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.22—5.25.

"Недостаточная видимость" — видимость дороги менее 300 м в усло­виях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

"Обгон" — опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы.

"Организованная транспортная колонна" — группа из трех и более меха­нических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблеско­вым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов.

"Организованная пешая колонна" — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

"Остановка" — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транс­портного средства.

"Перекресток" — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединя­ющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекре­стками выезды с прилегающих территорий.

"Пешеход" — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, пере­двигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

"Пешеходный переход" — участок проезжей части, обозначенный зна­ками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1—1.14.3* и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пеше­ходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2.

"Полоса движения" — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

"Преимущество (приоритет)" — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

"Прилегающая территория" — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

"Прицеп" — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназ­наченное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

"Проезжая часть" — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

"Разделительная полоса" — конструктивно выделенный элемент доро­ги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

"Разрешенная максимальная масса" — масса снаряженного транспор­тного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная пред­приятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разре­шенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцеп­ленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

"Регулировщик" — сотрудник милиции, военной автоинспекции, работник дорожно-эксплуатационной службы, дежурный на железнодорожном переез­де, паромной переправе, дружинник, внештатный сотрудник милиции, имею­щие соответствующее удостоверение и экипировку (форменную одежду или отличительный знак — нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом либо световозвращателем, красный фонарь или флажок).

"Стоянка" — преднамеренное прекращение движения транспортного сред­ства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

"Темное время суток" — промежуток времени от конца вечерних суме­рек до начала утренних сумерек.

"Транспортное средство" — устройство, предназначенное для перевоз­ки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

"Тротуар" — элемент дороги, предназначенный для движения пешехо­дов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

"Уступить дорогу (не создавать помех)" — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

"Участник дорожного движения" — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относя­щиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в преде­лах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение уста­новленными сигналами.

1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

щи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреж­дение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного сред­ства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или води­тельского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предва­рительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевид­цев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

2.6.  Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадав­ших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост ГАИ или в орган милиции для оформления происшествия.

2.7.  Водителю запрещается:

управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольно­го, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препара­тов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в бо­лезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным сред­ством данной категории;

пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них.

3. ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СИГНАЛОВ

3.1.      Водители транспортных средств оперативных и специальных служб с
вкл
юченным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное
служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме
сигналов регулировщика), 8—18 Правил, приложений 1 и 2 к Правилам при
условии обеспечения безопасности движения.

Дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть вклю­чен маячок красного цвета.

Для получения преимущества перед другими участниками движения во­дители таких транспортных средств должны включить проблесковый мая­чок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приори­тетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровож­даемых транспортными средствами оперативных и специальных служб в случаях, установленных настоящим пунктом Правил.

3.2.      При приближении транспортных средств с включенными проблеско­
вым
маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители
обязаны  уступить  дорогу для   обеспечения   беспрепятственного   проезда этих  и  сопровождаемых  ими  других транспортных  средств,   на  которых должен быть включен ближний свет фар.

3.3.      Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным про­блесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.

3.4. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маяч­ком оранжевого или желтого цвета при выполнении строительных, ремон­тных или уборочных работ на дороге, при перевозках негабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных, сильнодействующих ядовитых веществ, а также при перевозке денежной выручки и ценных грузов автотранспортом служб инкассации могут отступать от требований дорожных знаков и разметки, а также пунктов 9.4—9.8 и 16.1 Правил при условии обеспечения безопасности движения. Другие водители не должны препятствовать их работе.

Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета не дает преимуще­ства в движении и служит для предупреждения других участников движе­ния об опасности.

3.5.     Проблесковые маячки всех цветов устанавливаются только на кры­ше кузова (кабины) транспортного средства и не должны использоватъся
внутри салона кузова (кабины) автомобиля.                          

4. ОБЯЗАННОСТИ ПЕШЕХОДОВ   

4.1.      Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а
при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие
громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках
без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по
тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

4.2.         Движение организованных пеших колонн по проезжей части разре­
шается
только по направлению движения транспортных средств по правой
стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны
с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажка­
ми, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с
включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3.     Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным пере­
ходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на
перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках

 

без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматри­вается в обе стороны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руковод­ствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выхо­дить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближаю­щихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности дви­жения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направле­ний. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальней­шего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным синим про­блесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освобо­дить проезжую часть.

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсут­ствии — на тротуаре или обочине. На остановочных пунктах, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к остановочному пункту или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4—4.7 Правил.

5. ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРОВ

5.1.      Пассажиры обязаны:

при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безо­пасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;

посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

5.2.      Пассажирам запрещается:

отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

открывать двери транспортного средства во время его движения.

6. СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА И РЕГУЛИРОВЩИКА

6.1.      В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого,
красного и бело-лунного цвета.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнитель­ные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые распо­лагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

6.2.      Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;

ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);

ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотрен­ных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предуп­реждает об опасности;

КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информи­рует о предстоящем включении зеленого сигнала.

6.3.      Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и
зеленого цветов*, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующе­
го цвета, но их действие распространяется только на направление (направления),
указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, раз­
решает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движе­ния в направлении, регулируемом этой секцией.

6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная кон­турная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии допол­нительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велоси­педа), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипеди­стов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться так­же светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200x200 мм с изображе­нием велосипеда черного .цвета.

6.6.     Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуко­вым сигналом.


 


 

Hosted by uCoz