ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
УТВЕРЖДЕНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ -ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 октября 1993 г. №1090
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие
Правила дорожного движения* устанавливают единый порядок дорожного движения на
всей территории Российской Федерации.
Другие нормативные акты, касающиеся
дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не
противоречить им.
1.2. В Правилах используются следующие основные
понятия и термины:
"Автомагистраль" — дорога, обозначенная знаком 5.1.
"Велосипед" — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее
два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей,
находящихся на нем.
"Водитель" — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
"Вынужденная остановка" — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
"Главная дорога" — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1—2.3.3 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
"Дорога" — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
"Дорожно-транспортное происшествие" — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.
"Железнодорожный переезд" — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
"Маршрутное транспортное средство" — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками).
"Механическое транспортное средство" — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
"Мопед" — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
"Мотоцикл" — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
"Населенный пункт" — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.22—5.25.
"Недостаточная видимость" — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
"Обгон" — опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы.
"Организованная транспортная колонна" — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов.
"Организованная пешая колонна" — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
"Остановка" — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
"Перекресток" — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
"Пешеход" — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
"Пешеходный переход" — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1—1.14.3* и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2.
"Полоса движения" — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
"Преимущество (приоритет)" — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
"Прилегающая территория" — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).
"Прицеп" — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
"Проезжая часть" — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
"Разделительная полоса" — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
"Разрешенная максимальная масса" — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
"Регулировщик" — сотрудник милиции, военной автоинспекции, работник дорожно-эксплуатационной службы, дежурный на железнодорожном переезде, паромной переправе, дружинник, внештатный сотрудник милиции, имеющие соответствующее удостоверение и экипировку (форменную одежду или отличительный знак — нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом либо световозвращателем, красный фонарь или флажок).
"Стоянка" — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
"Темное время суток" — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
"Транспортное средство" — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
"Тротуар" — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
"Уступить дорогу (не создавать помех)" — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
"Участник дорожного движения" — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
1.3. Участники
дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования
Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения
регулировщиков, действующих в пределах
предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными
сигналами.
1.4. На
дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
щи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.
2.6. Если в результате дорожно-транспортного
происшествия нет пострадавших,
водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося
могут, предварительно составив схему
происшествия и подписав ее, прибыть на
ближайший пост ГАИ или в орган милиции для оформления происшествия.
2.7. Водителю
запрещается:
управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории;
пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них.
3. ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СИГНАЛОВ
3.1. Водители
транспортных средств оперативных и специальных служб с
включенным проблесковым маячком синего цвета,
выполняя неотложное
служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме
сигналов регулировщика), 8—18 Правил,
приложений 1 и 2 к Правилам при
условии обеспечения безопасности движения.
Дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен маячок красного цвета.
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.
Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами оперативных и специальных служб в случаях, установленных настоящим пунктом Правил.
3.2. При приближении транспортных средств с
включенными проблеско
вым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители
обязаны уступить дорогу для
обеспечения
беспрепятственного проезда
этих и
сопровождаемых ими других транспортных средств,
на которых должен быть включен
ближний свет фар.
3.3.
Приближаясь к
стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь
возможность немедленно остановиться в случае необходимости.
3.4. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком
оранжевого или желтого цвета при выполнении строительных, ремонтных или уборочных работ на дороге, при перевозках
негабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных,
сильнодействующих ядовитых веществ, а также при перевозке денежной
выручки и ценных грузов автотранспортом
служб инкассации могут отступать от требований дорожных знаков и
разметки, а также пунктов 9.4—9.8 и 16.1 Правил при условии обеспечения
безопасности движения. Другие водители не должны препятствовать их
работе.
Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.
3.5. Проблесковые
маячки всех цветов устанавливаются только на крыше кузова (кабины)
транспортного средства и не должны использоватъся
внутри салона кузова (кабины) автомобиля.
4. ОБЯЗАННОСТИ ПЕШЕХОДОВ
4.1. Пешеходы
должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а
при их отсутствии — по обочинам.
Пешеходы, перевозящие или переносящие
громоздкие предметы, а также лица,
передвигающиеся в инвалидных колясках
без двигателя, могут двигаться по
краю проезжей части, если их движение по
тротуарам или обочинам создает
помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
Вне населенных
пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
Лица, передвигающиеся в инвалидных
колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях
должны следовать по ходу движения транспортных средств.
4.2. Движение организованных пеших колонн по
проезжей части разре
шается только по направлению движения транспортных средств по правой
стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны
с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажка
ми, а в темное время суток и в условиях
недостаточной видимости — с
включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным пере
ходам, в том числе по подземным и
надземным, а при их отсутствии — на
перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках
без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы
должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного
светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.
4.5. На
нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть
после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их
скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении
проезжей части вне пешеходного перехода
пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных
средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия,
ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся
транспортных средств.
4.6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны
задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением
безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны
остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно
лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом
сигнала светофора (регулировщика).
4.7. При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться
от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим
транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.
4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси
разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а
при их отсутствии — на тротуаре или
обочине. На остановочных пунктах, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается
выходить на проезжую часть для
посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить
проезжую часть.
При движении через проезжую часть к остановочному пункту или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4—4.7 Правил.
5. ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРОВ
5.1. Пассажиры обязаны:
при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;
посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
5.2. Пассажирам запрещается:
отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
открывать двери транспортного средства во время его движения.
6. СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА И РЕГУЛИРОВЩИКА
6.1. В светофорах применяются световые сигналы
зеленого, желтого,
красного и бело-лунного цвета.
В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.
6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие
значения:
ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;
ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.
Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
6.3. Сигналы
светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и
зеленого цветов*, имеют то же
значение, что и круглые сигналы соответствующе
го цвета, но их действие распространяется только на направление (направления),
указываемое стрелками. При этом
стрелка, разрешающая поворот налево, раз
решает и разворот, если это не
запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
6.4. Если
на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует
водителей о наличии дополнительной
секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем
сигнал дополнительной секции.
6.5. Если
сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на
пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а
красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200x200 мм с изображением велосипеда черного .цвета.
6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.